история |
День Рождения Высоцкого - Москва - Mezzo Forte - 28 января 2007
(автор: ol_sonnenstrahl - источник: ЖЖ user=ol_sonnenstrahl)...
28 января в московском клубе Mezzo-Forte собрались друзья. Пришли хорошо заранее, потому что вечер предполагал быть долгим, с тем, чтобы все собрались по домам далеко за полночь. Компания расположились в зале - уютном и просторном одновременно - концертном с пестрым театральным светом сцены и танцельвальном с зеркальным дискотечным шаром под потолком и одновременно медлительно-спокойном, как зал ожидания в аэропорте. Среди них были и мы. Одно отличало тех, кто сегодня составил эту компанию от обыкновенной встречи друзей. Числом их было около 150 человек. Это были друзья. Друзья Владимира Высоцкого.
Александр Чернецкий (группа "Разные люди"), Захар Май, Виталий Кацабашвили и Алексей Летуновский ("Ливень").
Их ждали на сцене, чтобы встретиться с ними самими, и чтобы всю ночь, с семи вечера до утра следующего дня слушать в их исполнении песни Высоцкого.
Они – "разные люди", которые в лучших традициях отечественного рока, поют о своей и нашей жизни с той степенью искренности, которая отвлекает от "голубых экранов" всех, кто более восприимчив к реальным житейским событиям, чем к иллюзиям экранного жанра.
И 28 февраля они пели в память о том российской поэте, который в своем, другом жанре, жанре авторской песни стал первым и единственным в способности петь в России только о жизни.
25 января каждого года в России отмечают не только Татьянин день, день российского студенчества, но и День Рождения поэта и музыканта, актера... Владимира Семёновича Высоцкого.
Кто он для всех, кто слышал его, знает, даже не застав его прижизненных концертов и выступлений? Кем он стал для тех, кто молодость и зрелость встретил в ту пору, когда его песни звучали с пластинок и магнитофонных записей изо всех открытых окон?
Его песни звучат для всех. Они всем понятны.
В 1970-1980-е гг. нельзя было найти ни возраста, ни, говоря на языке тогдашней обществености, класса, равнодушного его песням. Общность и народность его мыслей, чувств и слов постоянна и нужна только потому, что из всех поэтов 20-го века он единственный понятен и нужен не какой-то одной части публики (ни отдельно рабочим, ни отдельно крестьянам, ни отдельно интеллигенции или ветеранам, женщинам, мужчинам, и детям тоже). Количество написанных им песен и упомянутых тем едва ли исчислимо. Его сильные чувства и открытые эмоции это выход в переживания, которые часто остаются без внимания.
Талант отличается от гениального тем, что рано или поздно, он становится ограничен: своими возможностями, внешними обстоятельствами и пр. Гениальное не ограничивается никогда, оно способно говорить обо всем, всегда и не имеет предела. Говоря о такой песне, которая не имеет границ ни для слушателя, ни для времени, ни для обстановки, можно сказать только одно – это – народная песня.
Но это вовсе не та народность, которую мы привыкли понимать под самобытностью и фольклором. По привычке мы часто связываем народность в искусстве с "кренделем", "караваем", вокруг которого – "хороводы и присядка", пересыпанные неостроумными и достаточно грубыми анекдотами... Однако к настоящей это не относится. Высоцкий создал свою народную песню: со сказочностью, с красочностью, с радостью и печалью, и сильнейшим юмором. Он вдохнул в нее столько энергии, столько новизны, что мы, пожалуй, можем и не узнать народную песню в столь разительно преображенном виде. Тем более, что песня эта - городская и современная. При этом это народная песня, потому что она навсегда пригодилась народу, живет теперь в новом времени, испытывая, впрочем, неизменно, чувства, которые испытывают люди во все времена.
Для того, чтобы полнее и точнее ощутить, что значит имя и творчество Владимира Высоцкого здесь и теперь для российских меломанов и для людей, которые никакого отношения не имеют к музыке, стоит послушать слова Юрия Андреева, произнесенные в 1983 году во время прощания с Высоцким.
"Будущее Владимира Высоцкого" (Юрий Андреев)
С полной отчетливостью я вижу будущее Владимира Высоцкого.
Сейчас и в ближайшее время станет нарастать волна несколько сенсационного интереса к его творчеству, вплоть до того, что один за другим начнут появляться его новые диски, изданные фирмой "Мелодия". И постоянно - там и сям будут звучать его произведения: со сцены, с эстрады, по радио, голубого экрана и т.д.
Затем, когда в нашей стране неизбежно произойдет то, что на языке официальных документов называется "упорядочение механизма хозяйствования", интерес к его творчеству несколько упадет, - а что, собственно говоря, особенного, будут спрашивать, - в его совершенно естественных нормальных речениях гражданина, да еще не всегда композиционно отшлифованных, да еще чреватых огрехами (например, "Борис Будкеев, Краснодар, проводит апперкот" - далее: "...Но он пролез, он сибиряк...")?
А уж потом, когда отойдут на задний план и рассеются, как туман проходит, факты времени, тогда станут проясняться, вырисовываться в полный рост реальные размеры этого громадного явления нашей национальной культуры, и возникнет некто, кто без тени сомнения скажет: "Да ведь это гениальный человек! Он ведь ростом с Есенина, однако похож, как все неповторимые люди, только на самого себя!". И все увидят, что это действительно так, ибо "Большое видится на расстоянии".
Все мы, кто знал и любил Владимира, еще задолго до его всесоюзной и кругосветной известности, будем исходить из критериев именно этой будущей поры. Мы не станем особенно реагировать на издержки ни сенсационности, ни обыденности, но будем исподволь проявлять, укрупнять именно те черты его творческого облика, которые и соответствуют реальной роли этого человека.
Россия. 2007 год. Это время уже настало
Подготовленно для передачи "Музыка для вас" Musik fur Sie
радиостанции Голос России, отдел вещания на немецком языке
ruvr.ru и ruvr.ru/index.php?lng=ger
Эфир 17 февраля 2007
...афиша концерта...
|